Вы здесь

Онлайн клуб для родителей_«Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

8
Апр

    Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении

    Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
     Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей.
     С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. И если для родителей, нормально развивающегося ребенка, детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.  Но ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов "настоящий" диагноз своих детей...  Поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ.
      Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии
ребенка с ОВЗ  обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений  (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная  активность,  поэтому  в современном обществе воспитание нравственности и патриотизма, а также  воспитание уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать развивать с дошкольного возраста. Чем раньше начинается работа с ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.  
      Воспитательно-образовательный процесс в условиях меняющего современного мира постоянно усложняется и требует от воспитанников большего умственного и нервно- психического напряжения, поэтому в последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.  Так одной из актуальных идей дошкольной педагогики стало внедрение в практику работы по воспитанию и обучению детей с ОВЗ (инклюзивное образование).   Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. 
      Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.
     Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, взрослым нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии речи, как основного средства общения и способа познания.

         Художественная литература – мощное средство развития речи.
    Все мы знаем, что очень важно воспитателю читать детям сказки или другие литературные произведения, подходящие для данного возраста. Слушая художественный текст, ребенок незаметно становится соучастником действия, он радуется вместе с героем, страдает, стремится достичь определенной цели, что активизирует детское воображение и улучшает словарный запас ребенка.
      Сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Дети учатся составлять сказку на предложенную тему, изображать ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра; “ в результате у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам.
       Стимулируйте речевое развитие малышей, путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук «Пальчиковая гимнастика», игры типа «Сорока-белобока». В старшем возрасте  кроме «пальчиковой гимнастики» надо развивать мелкую моторику рук, используя работу: с массажными мячиками, колечками; с мелкими предметами; тренажёры-игрушки со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками телефонов, замочками и ключиками к ним; аппликацию; лепку; конструктор; «Мозайку»; «Пазлы»; «Lego» и т. п.
        Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам
ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитьё и т. д.
           В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:
● срисовывание с образа;
● работа с трафаретами; 
● обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;
● раскрашивание и штриховка.
       В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц), так и метод вырезания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.
     В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются
недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
 Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:
● в емкости с крупой (например с пшеном или рисом)прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка найти её и описать, не доставая;
● сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;
● выкладывание фигурок из круп;  
● игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.
       А теперь что касается семьи: Значимость налаживания тесного взаимодействия
 с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка. Формирование и социальной ситуации развития, определяется сложившейся в семье системой ценностей, норм и правил.
       Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционной работы с ребенком.