Вы здесь

Онлайн-клуб для родителей_Почему отсутствие игр со сверстниками может навредить вашему ребенку?

28
Июл
     Почему отсутствие игр со сверстниками может навредить вашему ребенку?
        Многие современные родители в погоне за ранней подготовкой к школе почти лишают дошкольников времени для игр, полностью занимая его организованными развивающими занятиями.
        Тенденция появилась примерно 15-20 лет назад. Родители всё больше контролируют своих детей и всё меньше времени выделяют на самостоятельные развлечения со сверстниками и даже игры в кругу семьи. Последствия детства без игр уже названы: замедление когнитивного и эмоционального развития ребенка, депрессия в подростковом возрасте, сложности в адаптации к новым условиям, слабый самоконтроль, сложности в заведении отношений и даже противоправное поведение.
         Давайте рассмотрим почему так важно включать игры со сверстниками в распорядок дня дошкольника.

Игра – основа для развития навыков и умений
         Ни для кого не секрет, что игра распространена не только среди детей, но также и среди детёнышей животных. Например, эксперименты на крысах показали, что без игр в детском возрасте, взрослые особи имели сложности в общении с другими крысами, у них была хуже стрессоустойчивость. Как же дела обстоят в человеческом обществе?
 Социальное научение и эмоциональное развитие
       Что касается людей, то игра – это важнейший механизм социального научения детей. Большинство людей, переживших воины и вынужденных работать в детстве из-за недостатка средств в семье, люди, которым были недоступны простые детские игры, в последствии встречались со сложностями в установлении личных и деловых отношений, многие из них так
и не смогли найти своё место в обществе. Это произошло во многом вследствие игровой депривации, ведь именно в одиночных и групповых играх дети получают необходимое когнитивное, эмоциональное и личностное развитие, а также знания о социальных нормах, ценностях и способах взаимодействия с другими.
     В первом классе дети, которые мало играли в дошкольном возрасте, испытывают достаточно специфические проблемы адаптации: они чувствуют себя одиноко, плохо принимают школьные правила, им сложнее общаться с одноклассниками, они часто капризничают и проявляют агрессию, что даже при условии блестящего интеллектуального развития, может привести к серьезной школьной дезадаптации и снижении учебной мотивации.
         Сама по себе игра также развивается постепенно, поэтому важно вовремя позволять ребенку включаться в игры с другими детьми: малыш, который не понимает правил или неверно ловит суть игры сверстников, часто становится объектом для насмешек и может озлобиться сам, что приведёт к нарастанию проблем в общении у ребенка.

Игра и развитие мозга
      Эксперименты с игровой депривацией в современной науке проводятся с целью установить закономерности развития мозга и работы некоторых генов в зависимости от той или иной среды. Безусловно, проводить подобные эксперименты на детях никто не позволит, но результаты опытов на крысах уже смогли показать важность игры для гармоничного развития подрастающего поколения.
     Например, Джефри Бурдорф из Северо-Западного Университета (Эванстон, штат Иллинойс, США) сравнил развитие мозга детенышей крыс, которые участвовали и не участвовали в играх со сверстниками в течении 15 недель после рождения. Сравнения показали, что у крысят, которые участвовали в играх, было активировано множество генов, ответственных за работу префронтальной коры головного мозга. Эта зона мозга, ответственная за анализ ситуации, принятие решения и контроль поведения, которая также существует и у человека. Чуть позже похожие результаты получили и другие учёные.
         На настоящий момент в науке еще нет полной картины, как работает мозг ребенка во время игры, но есть предположение, что именно свободная игра может участвовать в настройке выработки нейромедиаторов и некоторых гормонов, тем самым управляя развитием мозга и его функционированием во взрослом возрасте.

Когда появляется игра?
     Несложно представить себе, как играют между собой дети 5-6 лет, но что из себя представляет игра в более раннем возрасте?
      По сути, игра воплощает те ступеньки развития, на которые ребенок только пытается забраться. Существует много концепций, по-своему рассматривающих этапы развития ребенка, но так или иначе все упоминают, что в первую очередь ребенку нужно удостовериться в безопасности окружающего мира и научиться доверять ему.
        Если семья смогла организовать безопасную и понятную для младенца среду, уже спустя несколько месяцев после рождения у ребенка проявляется потребность в игре: он с удовольствием включается в простейшие игры с мамой, улыбается и даже смеётся. Уже это можно назвать самым первым этапом развития игрового поведения. Затем по мере освоения окружающего мира малыш естественным образом расширяет свой круг общения, встречаясь с другими людьми. Первые совместные игры маленьких детей больше похожи просто на самостоятельную игру каждого на общей территории, но спустя несколько встреч малыши начинают интересоваться другими детьми и игрушками и начинается развитие совместных игр.

Чем характеризуется настоящая игра?
      Не так уж и важно какие именно правила у игры, главное, чтобы у ребенка была возможность выбирать линию поведения, вести себя искренне и получать удовольствие от того, что он делает. Именно добровольная включенность и заинтересованность малыша в игре делают её такой полезной для всестороннего развития ребенка.
Вред чрезмерного контроля
     Многие родители по разным причинам чрезмерно контролируют процесс игры и принуждают ребенка безукоризненно следовать заданным правилам. Такая активность уже не может являться игрой, под каким соусом она бы не подавалась. У ребенка уже нет возможности реагировать на своё усмотрение, так как давление значимого взрослого – это точно не то, с чем может справиться дошкольник (в отличии от регуляции правил самими детьми, где споры о честности и нечестности игры оказывают огромное влияние на эмоциональное и коммуникативное развитие детей). Единственный для малыша выход в подобной ситуации – это научиться давать правильные ответы.
        В игре дети всегда должны иметь возможность по-разному реагировать и изменять или завершать игру по своему желанию, только искренняя вовлеченность участников делает игру настоящей. Если малыш регулярно вынужден заглушать свои внутренние желания и порывы и должен постоянно подстраиваться под желание и видение взрослых, он учится опираться в своём поведении на мнение других людей, вырастая очень удобным и послушным, но глубоко несчастным человеком.
     Подобное поведение очень развито среди «домашних» детей, не имеющих доступа к играм со сверстниками в дошкольном возрасте. Такие дети уже к первому классу мастерски научились находить «правильные ответы», выполняя требуемые действия без собственного желания выполнять их. В более взрослом возрасте такие дети очень тяжело переносят любую неопределенность и неожиданные ситуации, их поведение менее гибкое, они как будто приклеены к определённому виду активности, что осложняет их социализацию и карьерное продвижение.

      Внутренние мотивы вырастают у детей именно в игре: играя, они выбирают собственный стиль поведения, учатся ставить цели и взаимодействовать с другими сообща или, наоборот, в условиях конкуренции, узнают других детей и их поведение, определяют, в каких играх и с кем им интересно. Даже понимание, когда они могут справится с ситуацией самостоятельно, а когда требуется помощь взрослого, появляется именно на детской площадке. К тому же многообразие игровых ситуаций учит ребенка креативно мыслить гораздо лучше любых тетрадок и хитроумных видеоигр.
Как организовать игру для ребенка?
    Несомненно, человечество беспрерывно меняется, и сейчас мы столкнулись с серьёзными изменениями, касающимися воспитания. Детство наших детей сильно отличается от того детства, которое было у нас. По многим причинам мы уже не может предоставлять даже школьникам самостоятельно организовывать свой досуг во дворе, не говоря уж о совсем маленьких детях.
      Тем не менее у детей всё ещё есть родители, которые заботятся о развитии своих малышей. Игры со взрослыми и братьями и сестрами тоже оказывают влияние на развитие детей. Главное не забывать о ваших целях, не быть слишком строгими и попробовать «выключить взрослого» внутри себя.
     Во время игры вас тоже должен захватывать процесс, а не интересовать образовательный результат. Не бойтесь, если правила игры меняются, внимательно следите и за своими реакциями (возможно, голос внутри вас самих может в какой-то момент закричать: «Так не честно!», не заглушайте эту мысль, попробуйте лучше решить вместе с малышом, как изменить правила), учитесь разговаривать на равных и всегда помните, что развивает не сама игра, а множество ситуаций, с которыми сталкивается ребенок во время неё и то, как он их разрешает.

      Неплохим вариантом будет также посещение качественно организованных групповых занятий, где большая часть времени отводится самостоятельным играм детей в группах и поодиночке с минимальным вмешательством педагогов. На таких занятиях дети находятся под контролем опытных взрослых, которые позволяют детям выбирать активность по душе и справляться с возникающими сложностями самостоятельно, но следят за безопасностью и всегда готовы помочь, если малыш просит о помощи.
     Обычно именно такой схемы придерживаются педагоги, уделяя большое внимание самостоятельности и бытовым и социальным навыкам детей, не перегружая их преждевременными «школьными» занятиями и знаниями.
Выводы
         Сложно переоценить роль игры в развитии дошкольника. Именно с помощью игр малыш познаёт мир в этом возрасте. Невозможно воспитать полноценную личность, не позволяя ребенку самостоятельно играть со сверстниками, ведь именно такие пустяковые на первый взгляд салочки и игры в мяч дают детям возможность научиться взаимодействовать с другими ребятами, добровольно следовать правилам и адекватно реагировать на победы и поражения.